Ru En
Жизнь компании
24 декабря 2012 г. Россия, Санкт-Петербург
20 лет Институту биорегуляции и геронтологии

24 декабря 2012 года Санкт-Петербургский Институт биорегуляции и геронтологии отметил юбилей – 20 лет научной деятельности.

 

Сегодня – это один из ведущих мировых Институтов, который занимается вопросами старения и продления активного долголетия. В 2011 г. он стал консультативным центром ООН по проблемам геронтологии и гериатрии. Но одно из главных достижений – то, что тысячи граждан нашей страны благодаря его разработкам сохранили свое  здоровье и улучшили качество жизни.

Центр Ревитализации и Здоровья сердечно поздравляет коллектив Санкт-Петербургского Института биорегуляции и геронтологии с юбилеем, желает новых научных открытий и процветания!

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ 

В честь 20-летия Санкт-Петербургского Института биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН мы встретились с его директором, членом-корр. РАМН, профессором Владимиром Хацкелевичем Хавинсоном.

 

Владимир Хацкелевич, что 20 лет назад, когда вы вели научную работу в Военно-медицинской Академии им. С. М. Кирова, вдохновило вас на создание Института, который стал фундаментально заниматься  вопросами геронтологии и гериатрии?

Дело в том, что в Военно-медицинской Академии была создана лаборатория биорегуляторов для разработки препаратов, повышающих ресурс организма военнослужащих, оказавшихся в экстремальных условиях. Крайне важным явилась разработка препаратов для восстановлений функций мозга, так как в то время  велись боевые действия в Афганистане, где многие военные получили контузии. Также для военных целей был создан препарат сетчатки глаза, который противодействовал лазерному воздействию, препарат тимуса для лечения лучевой болезни.

И, оказалось, что экстремальные факторы ведут к ускоренному старению, механизмы нарушения при их воздействии примерно такие же, как и механизмы при старении, поэтому параллельно мы изучали  их влияние на хроническую токсичность, на опухоли, на длительность жизни. Оказалось, что эти препараты, кроме того, что противодействовали негативному воздействию экстремальных факторов, еще способствовали увеличению длительности жизни и снижению частоты опухолей у животных. Мы заметили, что они тормозят старение и дают возможность  восстановить  все функции, то есть увеличить  ресурс организма на 30-40%. Это очень важное открытие для профилактики возрастной патологии и замедления темпов старения. Но так как Военно-медицинская Академия занималась только военными проблемами и геронтология никак не входила в планы, то в 1992 году, еще находясь в ВМА, мы с ученым Вячеславом Морозовым создали Санкт-Петербургский Институт биорегуляции и геронтологии для решения геронтологических проблем в обществе.

Сегодня Институт – это три главных отдела: биогеронтологии (теоретические и экспериментальные исследования), патологии и морфологии, клинической геронтологии, 11 лабораторий. В институте сегодня работают - 150 человек, из них: 80 докторов и кандидатов наук, 2 заслуженных деятеля науки РФ, заслуженный врач РФ, член-корреспондент  РАМН.

 

Какие события в жизни Института, а за 20 лет их было очень много, являются знаковыми?

Во-первых, создание новой специальности «Геронтология и гериатрия», которой не было в СССР. Мы создали новый вид научной деятельности, новую специальность, которую утвердило Министерство науки и технологии в то время.

Второй важнейший момент – это создание диссертационного Совета благодаря появлению новой специальности. В наш Совет входит 25 членов, из них 6 - члены академии РАН и РАМН. На нашем Совете защищено более 200 диссертаций, это очень большая цифра, в том числе 8 сотрудников Института стали профессорами по специальности «Геронтология и гериатрия». Все это показатель высшего профессионализма.

Далее, создание журнала «Успехи геронтологии», где публикуются все важнейшие работы по геронтологии и гериатрии, и который за 15 лет достиг международного уровня. Этот журнал выходит сейчас и в Германии.

Глобальные достижения – это проведение двух Европейских конгрессов, в 2000 и 2007 годах, которые привлекли огромное внимание к Санкт-Петербургу и вызвали очень большой интерес в мире, т.е. по сути дела, мы создали и развили геронтологию европейского уровня и сейчас штаб-квартира Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии находится в нашем городе.

Меня избрали президентом Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии. Впервые в истории СССР и России уровень геронтологии достиг такого высоко признания.

Институт в 2011 году стал консультативным центром ООН по проблемам геронтологии и гериатрии. Это крайне важное достижение. В Восточной Европе мы единственные имеем этот центр.

6 лекарств внедрены в фармакопею РФ и сейчас в стадии разработки находятся 30 лекарственных препаратов, из них 9 поданы на регистрацию. Не ожидая, пока пройдут лекарства, мы создали на базе этих же лекарств биологически активные добавки, которые сейчас уже разрешены и используются в нашей стране. На сегодняшний день создано 64 биорегулятора в виде биологически активных добавок для профилактики различных заболеваний и патологий.

За 20 лет мы получили 200 патентов, из них 80 – в США и Европе. Больше нет ни одного учреждения в стране, имеющего такое количество зарубежных патентов. А что такое зарубежные патенты, в частности, американские. Это государственная экспертиза. Получить американский патент практически нереально. На это уходит 4 года, и тратиться огромное количество денег.

Главное же достижение Института - это создание концепции о том, что короткие пептиды, эти маленькие вещества, маленькие белки, являются системой сигнальных молекул, регулирующих активность генов, которые кодируют синтез специфических белков. Так устроена жизнь на земле. Причем эта регуляция пептидами ДНК оказалась единой, начиная от растений и заканчивая человеком, то есть это единый механизм жизни.

 

Какие задачи для Института сегодня являются приоритетными?

Приоритетом на сегодня является доказательство механизма регуляции активности генов, а это возможно делать только с помощью молекулярных приемов и специалистов, которые в этом разбираются. Это следующий шаг развитии медицины, это уровень молекулярный, биофизический, и только на нем возможно правильно оценить и показать механизм действия, как регулируется процесс жизни в норме. Мы сейчас говорим о едином механизме регуляции генетической активности в природе. Все наши исследования направлены на это. Вторая приоритетная задача - создание геропротекторных препаратов, изучение их в эксперименте, клинические исследования на людях и внедрение их в практику.